Воронеж — Родина Военно-морского флота России

Вид Воронежа. Литография Дюпрессуара по рис. Васильева. Первая половина XIX века

Проблемные вопросы в проведении архивных исследований, касающихся становления России в качестве великой морской державы.

Находясь в Воронеже, на Петровской набережной, у первого храма Военно-морского флота России Адмиралтейской Успенской церкви, невольно задумываешься о том, что именно здесь происходили исторические события, достойные уважения нашего народа.

При создании Военно-Морского Флота России на Воронежской земле был совершен национальный подвиг русского народа.

Так, с 1695 по 1712 г. на верфях Воронежского края адмиралтейскими и частными кумпанствами было построено более 1000 кораблей и вооруженных судов и более 10 000 вспомогательных судов и плавающих средств. Задача по созданию сильного военного флота, диктуемая временем, была выполнена государством в фантастически короткие сроки. Несмотря на неимоверные лишения и трудности, переносимые народом, мощный боеспособный флот был создан. Он имел большое политическое значение: Россия показала Турции и Европе, на что она способна. Как свидетельствуют документы, с помощью флота успешно решались стратегические задачи на юге государства. Воронежский флот неоднократно грамотно использовался российскими дипломатами и как инструмент внешней политики.

Именно в Воронеже:

  • положено начало русскому Военно-Морскому Флоту
  • было учреждено первое Адмиралтейство России
  • в 1698 г. была учреждена первая навигацкая (математическая) школа в России
  • в 1699 г. учрежден и изготовлен во флажной мастерской Воронежского адмиралтейства первый Андреевский флаг, а затем первые штандарты и корабельные флаги России
  • 27 апреля (8 мая) 1700 г. в торжественной обстановке под барабанный бой был спущен на воду 58-пушечный первый линейный корабль России «Божие предвидение» («Гото Предестинация», построенный по русскому чертежу отечественными корабельными мастерами (Петром 1,Ф. Скляевым, и Л. Верещагиным). Современники лестно отзывались о корабле. Посланник Дании Поль Гейнс, находившийся при спуске корабля на воду, доносил о корабле в Капенгаген: «Понимающие в судостроении единогласно признали его шедевром»

    По отдельным техническим характеристикам этот корабль превосходил зарубежные аналоги на несколько десятилетий. (Это событие по праву считается рождением школы отечественного судостроения.- Прим. авт.) Корабль был заложен на воронежской верфи 19 ноября 1698 г.

  • в 1703 году была открыта первая в России Адмиралтейская школа для подготовки младших специалистов флота
  • строились первые придворные и военные яхты России, а также плавучие доки и другие суда флота
  • впервые в мире были разработаны и внедрены шлюзовые системы и «сухая гавань» для сохранности судов флота
  • было положено начало Военно-Морскому музею России, отечественным традициям каронимики и формированию флотского экипажа.

Без преувеличения можно сказать, что Воронежская земля является Родиной всего, что связано с истоками отечественного кораблестроения.

Трудно переоценить роль кораблестроения для развития Воронежского края, оно способствовало становлению Воронежа как крупнейшего военно-административного, экономического и культурного центра России. Здесь вместе с флотом был создан научно-технический потенциал государства. Россия обрела почву для развития науки, техники, экономики и торговли. Русский историк флота А. В. Висковатов писал: …мастера Воронежского адмиралтейства могут почесться праотцами всех мастерств и художеств, водворенных и постепенно усовершенствованных в России….

Любовь к Родине, уважение к ее своеобычной истории служат значимыми стимулами к познанию и развитию и способны привести к решению любых сложнейших задач и сформировать надежную основу для будущих свершений.

Сегодня нам нередко приходится сталкиваться с попытками перекроить и изменить прошлое, одно – очернить, другое – приукрасить. Зачастую это делается по неразумению, по велению сиюминутной потребности.

Отдельными гражданами как зарубежных государств, так и России Целенаправленно проводятся акции, направленные на искажение исторических событий в ущерб государств. В связи с этим 15 мая 2009 г. Президентом РФ Дмитрием Медведевым была создана Комиссия при Президенте РФ по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

В продолжение сказанному, по ряду причин, в том числе и в связи с искажением исторических фактов, в настоящее время в общественных кругах России продолжает звучать вопрос о том, действительно ли г. Воронеж является родиной Военно-морского флота России?

Так, к сожалению, в 1996 г государственными чиновниками были спланированы и проведены праздничные мероприятия в честь 300 -летнего юбилея Военно-морского флота России не на его исторической родине, в Воронеже, а в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске и других городах государства.

Можем ли мы опираться на корыстно переписанную в чьих-то интересах историю? Никогда. Правильно говорит народная мудрость: «Народ, который забывает свою историю, не имеет права на существование». Наше будущее – это наши дети. Воспитать из них истинных патриотов, готовых беззаветно служить Отчизне, – вот задача, каждого поколения и, пожалуй, в особенности – нашего.

Руководствуясь идеей сохранения культурного и духовного наследия народа России, в Воронеже решено провести акцию по воссозданию исторической копии первого линейного корабля России «Божие предвидение», который станет символом подвига российского народа, совершенного на Воронежской земле.

Благодаря этой акции будет поднят забытый пласт истории Отечества, который сыграет значимую роль в военно-патриотическом воспитании будущих защитников Родины. Он будет содействовать возрождению национальных традиций, духовных ценностей народа, воспитанию у молодежи любви к Родине, родной земле и необходимости ее защищать, формированию у граждан РФ высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Флот России был и остается общенациональной гордостью, а развитие и укрепление его – одной из важнейших задач государства и общества. Более трех столетий воронежцы вносят достойный вклад в реализацию национальной морской политики России.

Несомненно, построенный корабль расширит фактографическую базу в организации патриотического воспитания и формирования у граждан России уважительного отношения к военной истории России.

Организация финансирования и строительства корабля, работа сложная но, поверьте очень важная для отечественной истории.

Проблемные вопросы в проведении архивных исследований в России и за рубежом:

  • ограничение работы в государственных учреждениях по времени
  • дороговизна копий документов
  • препятствия чиновниками в предоставлении документов для исследования и др.

Новости

Вход в систему

Обратная связь

Офис:
127473, Россия, Москва, улица Краснопролетарская, дом 16, строение 2
Телефон:
+7 (499) 978-75-04
Факс:
+7 (499) 978-66-07