Воссоздание мемориала «Флот Петра Великого»

Пётр Первый с голландскими мастерами

Одним из наиболее значимых и эффективных направлений пропаганды морской истории государства является создание музейных комплексов для демонстрации поднятых со дна и законсервированных подлинных исторических судов.

В мире уже насчитывается несколько десятков подобных уникальных памятников, которые являются объектами как национального, так и всемирного культурного наследия и служат целям пропаганды роли своих государств в мировой истории. В России таких мемориалов нет.

За последние годы в ходе подводных экспедиций учеными проекта «Подводное наследие России» найдено несколько десятков корпусов кораблей, отражающих историю российского флота и мореплавания. Состояние найденных корпусов позволяет осуществить их подъем и хранение. Мемориал исторических кораблей может быть посвящен как отражению всей истории русского кораблестроения, так и к определенному ее этапу, в частности – появлению в России Военно-морского флота в эпоху Петра Великого. Такой комплекс являлся бы выполнением известного указа Императора Всероссийского предписавшего 17 января 1724 года создание в столице мемориала «для вечного хранения кораблей первого здесь строения, а завоеванных – в память бывших баталий». Этот указ входил в свод законов Российской Империи и был частично выполнен. К 1732 году в Петербурге в специальных зданиях хранились корпуса 28 судов (13-русских и 15 пленных шведских). К сожалению, позднее мемориал был разрушен.

Сегодня на дне российских морей, озер и рек лежат останки около 200 кораблей и судов эпохи Петра Великого, что более чем достаточно для воссоздания мемориала. Важно, что часть уже найденных объектов находятся на участках дна выделенных под хозяйственное освоение и будут уничтожены. Так останки 54-пушечного линейного корабля «Портсмут» лежат на полигоне, выделенном под добычу песка. Между тем этот корабль был построен в Голландии по чертежам, разработанным лично Петром I, оснащался в Англии, вооружался в Дании и был флагманом эскадры одержавшей первую победу в истории Балтийского флота в его первом морском сражении в мае 1719 года. Трудно представить себе корабль, который бы лучше подходил на роль символа создания российского военно-морского флота.

Сегодня принципиально разработаны научно-технические варианты решения всех вопросов связанных и фиксацией останков петровских судов, их подъемом и транспортировкой, консервацией и музеефикацией. Первоочередным объектом конечно должен стать «Портсмут», но в целом число музеефицируемых судов первой очереди составляют 12 единиц. Для них предполагается различная методика экспонирования – как на воздухе, так и в бассейнах с проточной водой.

Наиболее реальным с точки зрения логистики и трудоемкости является создание мемориала в Санкт-Петербурге, Стрельне или Кронштадте. Но возможны и другие варианты, которые потребуют более сложных, но выполнимых транспортных операций.

Новости

Вход в систему

Обратная связь

Офис:
127473, Россия, Москва, улица Краснопролетарская, дом 16, строение 2
Телефон:
+7 (499) 978-75-04
Факс:
+7 (499) 978-66-07